«Крузенштерн» — это учебный четырёхмачтовый барк, получивший
своё название в честь знаменитого русского мореплавателя адмирала
И. Ф. Крузенштерна. Судно приписано к порту Калининград.
Сегодня это одно из самых крупных парусных судов из всех ныне
существующих.
Рождение последнего винджаммера
История парусника начинается с 1925 года, когда гамбургская
компания-судовладелец «F. Laeizs» заказала на верфи Дж. Текленборга
в Гестемюнде крупный стальной барк – четырёхмачтовый грузовой парусник.
По устоявшейся традиции, суда, строившиеся для компании «F. Laeizs»,
получали женские имена. Чести назвать своим именем целый парусник
удостоилась 11-летняя дочь Эрика Ф. Лайеша Кристина. Девочка уверенно
разбила бутылку шампанского о кованый форштевень корабля и звонко
произнесла: «Нарекаю тебя «Padua».
Парусник «Падуа» обладал наибольшей длиной в 114,5 метров, шириной
14,02 метров и 7,2-метровой осадкой по конструктивной линии. При водоизмещении
в 6 400 тонн, в свои 4 трюма корабль способен был вместить до 4 000 тонн груза.
Парусная оснастка была упрощённой, что позволяло небольшому количеству людей
(60-70 человек) эффективно справляться с огромной парусностью и тяжелым
рангоутом. Совокупная площадь парусов на 4-х мачтах равнялась 3 800 метрам
квадратным. По всем характеристикам, «Падуа» была классическим и, как станет
ясно годы спустя, последним «винджаммером» – выжимателем ветра.
Первые странствия «Падуа»
В период с 1926 по 1941 год грузовой барк «Падуа» совершил 17 рейсов,
в ходе которых побывал в портах Южной Америки и Австралии, 28 раз огибал
мыс Горн и перевёз десятки тысяч тонн грузов.
Жизнь под советским флагом
После завершения Второй мировой войны флот бывшего Третьего Рейха был
поделён между союзниками: Великобританией, СССР и США. На барке «Падуа»
в январе 1946 года было поднято советское военно-морское знамя, а в феврале
парусник получил новое имя «Крузенштерн». Парусник «Крузенштерн» прошёл
ремонт и дооборудование и вскоре стал экспедиционно-океанографическим судном,
которое занималось научно-исследовательской деятельностью в Атлантическом океане
в соответствии с программой Академии наук СССР и одновременно обеспечивало
морскую практику для курсантов ВМС.
«Крузенштерн» в наши дни
Сегодня барк «Крузенштерн» находится на балансе Балтийской государственной
академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. На
его борту проходят практику более сотни курсантов морских учебных заведений
Калининграда, Санкт-Петербурга, Астрахани.
Кроме того, парусник регулярно принимает участие в международных парусных
регатах. Так, наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился
в 1992 году в состязании, посвящённом 500-му юбилею открытия Америки: барк
одержал победу в гонке от Бостона до Ливерпуля и в ходе неё продемонстрировал
рекордную скорость в 17,4 узлов (32,4 км/час).
«Крузенштерн» посещает Севастополь
6 мая 2014 года четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» зашёл в Севастополь для
участия в праздновании Дня Победы и 70-летия освобождения города. С 6-го по
10 мая парусник находился в Севастопольской бухте и принимал на свой борт всех желающих.
Также судно приняло участие в первом в новой истории морском параде 9 мая в составе
Крыма и Севастополя в России. Ранее ожидалось, что судно прибудет только 8 мая.
Однако у боцмана барка случился острый приступ аппендицита, из-за чего барку пришлось
опередить график на 2 суток. После захода в Севастополь боцман был оперативно
доставлен в госпиталь и успешно прооперирован.