• барк «Крузенштерн»

 

     

    «Крузенштерн» — это учебный четырёхмачтовый барк, получивший

своё название в честь знаменитого русского мореплавателя адмирала

И. Ф. Крузенштерна. Судно приписано к порту Калининград.

Сегодня это одно из самых крупных парусных судов из всех ныне
существующих.

 

                Рождение последнего винджаммера

 

   История парусника начинается с 1925 года, когда гамбургская

компания-судовладелец «F. Laeizs» заказала на верфи Дж. Текленборга

в Гестемюнде крупный стальной барк – четырёхмачтовый грузовой парусник.

По устоявшейся традиции, суда, строившиеся для компании «F. Laeizs»,

получали женские имена. Чести назвать своим именем целый парусник

удостоилась 11-летняя дочь Эрика Ф. Лайеша Кристина. Девочка уверенно

разбила бутылку шампанского о кованый форштевень корабля и звонко

произнесла: «Нарекаю тебя «Padua».

 

 

      Парусник «Падуа» обладал наибольшей длиной в 114,5 метров, шириной

14,02 метров и 7,2-метровой осадкой по конструктивной линии. При водоизмещении

в 6 400 тонн, в свои 4 трюма корабль способен был вместить до 4 000 тонн груза.

Парусная оснастка была упрощённой, что позволяло небольшому количеству людей 

(60-70 человек) эффективно справляться с огромной парусностью и тяжелым

рангоутом. Совокупная площадь парусов на 4-х мачтах равнялась 3 800 метрам

квадратным. По всем характеристикам, «Падуа» была классическим и, как станет

ясно годы спустя, последним «винджаммером» – выжимателем ветра.

 

                                   Первые странствия «Падуа»

 

       В период с 1926 по 1941 год грузовой барк «Падуа» совершил 17 рейсов,

в ходе которых побывал в портах Южной Америки и Австралии, 28 раз огибал

мыс Горн и перевёз десятки тысяч тонн грузов.

 

                                Жизнь под советским флагом

 

        После завершения Второй мировой войны флот бывшего Третьего Рейха был

поделён между союзниками: Великобританией, СССР и США. На барке «Падуа»

в январе 1946 года было поднято советское военно-морское знамя, а в феврале

парусник получил новое имя «Крузенштерн». Парусник «Крузенштерн» прошёл

ремонт и дооборудование и вскоре стал экспедиционно-океанографическим судном,

которое занималось научно-исследовательской деятельностью в Атлантическом океане

в соответствии с программой Академии наук СССР и одновременно обеспечивало

морскую практику для курсантов ВМС.

 

                                      «Крузенштерн» в наши дни

 

       Сегодня барк «Крузенштерн» находится на балансе Балтийской государственной

академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. На

его борту проходят практику более сотни курсантов морских учебных заведений

Калининграда, Санкт-Петербурга, Астрахани.

      Кроме того, парусник регулярно принимает участие в международных парусных

регатах. Так, наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился

в 1992 году в состязании, посвящённом 500-му юбилею открытия Америки: барк

одержал победу в гонке от Бостона до Ливерпуля и в ходе неё продемонстрировал

рекордную скорость в 17,4 узлов (32,4 км/час).

 

                           «Крузенштерн» посещает Севастополь

 

 

       6 мая 2014 года четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» зашёл в Севастополь для

участия в праздновании Дня Победы и 70-летия освобождения города. С 6-го по

10 мая парусник находился в Севастопольской бухте и принимал на свой борт всех желающих.

Также судно приняло участие в первом в новой истории морском параде 9 мая в составе

Крыма и Севастополя в России. Ранее ожидалось, что судно прибудет только 8 мая.

Однако у боцмана барка случился острый приступ аппендицита, из-за чего барку пришлось

опередить график на 2 суток. После захода в Севастополь боцман был оперативно

доставлен в госпиталь и успешно прооперирован.