• Слева: борт "Железнякова". Справа: вспомогательный локомотив ЭЛ-2500

        Недалеко от Севастопольского железнодорожного вокзала на вечной стоянке с 1970-х годов отдыхает труженик Второй обороны Севастополя – чёрный бронированный локомотив с мощным корабельным орудием и оригинальным военным лозунгом «Смерть фашизму». На самом деле, это не основной тягач «Железнякова», а бывший вспомогательный паровоз ЭЛ-2500, да и 180-мм орудие на платформе также изначально не входило в состав оригинального «Зелёного призрака» - легендарного неуловимого бронепоезда, серьёзно досаждавшего немецко-фашистским захватчикам.

         «Железняков» был воплощён благодаря усилиям рабочих Севастопольского морского завода и стал в строй 4 ноября 1941 года. На заре своей боевой славы бронепоезд «Железняков» включал в себя бронированный локомотив и 4 обыкновенные платформы, которые получили бронирование за счёт сваренных стальных листов и армированного бетона. На бронеплощадках стояло пять 100-миллиметровых артиллерийских орудий, 15 пулемётов и 6 миномётов. Помимо бронированного тягача, в состав бронепоезда и входил тот самый обычный локомотив-труженник, который сегодня гордо красуется у площади Ревякина.

      Бронепоезд активно участвовал в обороне Севастополя и произвел более 140 боевых выходов. С 7 января по 1 марта 1942 года «Железняков» подавил своим точным огнём девять дзотов, тринадцать пулемётных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжёлую батарею, сбил три самолёта, уничтожил три автомашины, десять повозок с грузом, и до 1 500 личного состава противника.

     После внезапного рейда бронепоезд быстро уходил в один из севастопольских туннелей, в котором он был защищён от авиации и орудий противника. Выход на позиции координировался данными морских пехотинцев. За эту внезапную стремительность и неуловимость немецкие войска нарекли севастопольский бронепоезд «Зелёным призраком».

     Тем не менее, противник не оставлял попыток уничтожить «Зелёный призрак», но окончательно обезвредить бронепоезд враг смог лишь к самому концу обороны Севастополя. 28 июня 1942 года более пяти десятков немецких штурмовых бомбардировщиков нанесли удар по Троицкому тоннелю, где в тот момент стоял неуловимый состав. Нескольким десяткам оставшихся в живых воинам удалось выбраться из-под завалов, прихватив пулемёты, и ещё в течение 5 суток сдерживать наступление противника в районе Килен-балки.

     На этом история легендарного бронепоезда не заканчивается: в августе 1942 года немцы расчистили Троицкий тоннель для движения железнодорожного транспорта, попутно использовав бронепоезд в своих целях. Бронеплощадки состава были снабжены 105-мм гаубицами, а сам поезд получил новое название – “Prinz Eugen”. С 1943 по начало 1944 года бронесостав использовался против войск СССР в северной части Крыма. В апреле 1944 года бронепоезд вернулся в родной город, однако через месяц он был взорван отступавшими войсками прямо на вокзале. 

     По окончанию боевых действий вспомогательный паровоз был восстановлен и вплоть до 1967 года тянул грузовые составы по всему Крыму. 24 октября 1967 года он был передан железнодорожниками депо Джанкой Музею героической обороны и освобождения Севастополя и отправлен в последний путь в Севастополь, где и поныне стоит у Севастопольского вокзала. В 1990-х к паровозу с тендером прикрепили артиллерийское орудие ТМ-1-180, которое также активно участвовала в боевых действиях в составе 16-й артиллерийской батареи.